+7 (495) 787-24-64 127055, Москва, ул.Сущевская, 19/5
метро Новослободская / Менделеевская

Карнавалы Италии

Венецианский карнавал — это десять дней перед началом Великого поста. На первый взгляд, немного, но эти десять дней способны перевернуть весь устоявшийся за год быт рядового итальянца. И не только итальянца. На улицах — огромное количество представлений: старинные куклы на веревочках, артисты, певцы и музыканты. И уже трудно отличить, где профессионалы, а где гости праздника. На голову летят конфетти, серпантин и пластик из тюбиков, все хотят вволю повеселиться на самом известном и феерическом карнавале мира. Все венецианцы спешат на площадь Сан-Марко, чтобы принять участие во всеобщем веселье и посмотреть на представление. А посмотреть есть на что: натренированные собаки сражаются с быками, после чего на обагренную кровью площадь высыпают акробаты, шуты и танцоры. Завершает представление пышный фейерверк. Карнавал — действо дерзкое, языческое, полумистическое. Из-за этого он запрещался. В последний раз вето на карнавал было наложено в начале XX в. и снято только в 1979 г. по инициативе Федерико Феллини и с позволения Папы Римского.
Начинается карнавал шествием жонглеров и паяцев, дьяволов и архангелов. Происходит это за 12 дней до среды пер-вой недели Великого поста. Первым на карнавале проводится старинный ритуал «Воло делла Коломбина», который возник еще в XVIII в. С колокольни Кампаниле запускают бумажную голубку Коломбину, которая взрывается в полете и просыпается на площадь Святого Марка дождем из конфетти. Торжественное закрытие карнавала происходит 16 февраля. Вечером маски совершают последнее шествие по Венеции, далее — катание по каналам в единственной в мире лодке влюбленных — гондоле. Карнавал завершается парадом костюмов и сожжением «старухи-зимы» — ритуалом, символизирующим обновление природы. Звон колоколов церкви Сан-Франческо делла Винья оповещает о начале Великого поста. Оканчивается карнавал гуляньем и танцами на площади Сан-Марко. Февраль — время проведения карнавалов не только в Венеции, но и по всей Италии. Карнавал в Виареджио — один из самых красивейших, самых пышных и эффектных карнавалов мира. В феврале 1873 г. молодые люди из высшего общества, собравшись в «Кафе дел Казино», решили отпраздновать Масленицу. Но как это сделать? И тут возникла идея использовать украшенные платформы. Эти платформы выполнялись из дерева и джута, создавались скульпторами и мастерами, работавшими на верфях городка и строившими корабли.
Вплоть до первой мировой войны праздновался карнавал в Виареджио. И возобновился только в 1921 г., когда украшенные платформы прошли парадом по двум великолепным бульварам, протянувшимся вдоль пляжей. 1921 г. также был годом первого официального исполнения гимна карнавала.

Венецианская маска — главнейший атрибут карнавала. Без нее во время празднества не обойтись. История ее возникновения на удивление проста: в период эпидемии чумы лицо закрывали, чтобы смерть не узнала избранного ею человека и прошла мимо. Маски с длинными носами имели, кроме того, еще и медицинское назначение: в нос вставляли тампоны, пропитанные специальным дезинфицирующим составом, позволявшим владельцу подобной маски избежать заражения. Самыми популярными масками и по сей день считаются:
• Маска moreta
(смуглянка) пришла из французского карнавала. Она имела форму овала и была чаще всего черного цвета.
• Маска gnaga (в переводе с итальянского gnau — мяу). Кладелец этого костюма должен был имитировать мяукающим голосом кошачий язык и движениями — кошачьи повадки. И сам костюм состоит из сильно поношенного, разорванного платья и маски кота.
• Маска mattaccino получила свое название от итальянских светских карнавальных утренников (mattinate). Эта маска сочеталась с белым костюмом и красными ботинками. Прическа украшалась разноцветными перьями. Носители этой маски кидались яйцами, наполненными красной водой.
• В Кенеции нередко используются парные маски супругов. К XVIII в. маску мужа позволялось носить любому мужчине, сопровождающему даму, даже если он не являлся ее супругом в действительности.
• Венецианская баутта представляет собой белую атласную маску с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкий черный плащ с черной кружевной пелериной. К маске присоединяется кусок черного шелка, который закрывает нижнюю часть лица, шею и затылок. Такой наряд придает всему облику ряженого таинственный и немного жуткий оттенок. На голове красуется треугольная черная шляпа, отделанная серебряным галуном. Облик завершают белые шелковые чулки и черные туфли с пряжками. Особенность баутты заключается в том, что костюм изготовлен из ткани двух цветов: белой и черной.
• Нще одна разновидность венецианского костюма — домино — белый плащ с черной маской.
• Наиболее популярны на Кенецианском карнавале костюмы Арлекина, Пульчинелы, Паяца, Капитана, Доктора чумы, Пьеро, Труффалъдино из Бергамо, офицера, испанца, купца Панталоне и прочих типов настоящей простонародной италь янской комедии. У женщин очень популярна Коломбина. Пешком и в колясках, прыгая и танцуя, сопровождая свое шествие невероятными гиканьем, пением, звукоподражанием различным животным и птицам — продвигается праздничная процессия по улицам города.

PULCINELLA - Пульчинелла (итал. Pulcinella, фр. Polichinelle) — персонаж итальянской комедии дель арте. Представляет южный (или неаполитанский) квартет масок, наряду с Тартальей, Скарамучча и Ковьелло. Маска Пульчинеллы зародилась в Неаполе (южная Италия) в последнее десятилетие XVI века. В ней сочетались черты первого и второго дзанни: простодушие и придурковатость, присущие деревенскому обжоре и увальню, а также ловкость и сметливость горожанина-простолюдина. Однако если Бригелла был всегда холостяком, а у Арлекина жена появляется лишь в поздних сценариях, то Пульчинелла почти всегда женат и обманут женой, что придает также ему черты отсутствующих в южном квартете масок стариков Панталоне и Доктора. Наряду с Арлекином Пульчинелла является самой популярной из масок. Остряк и весельчак, он нередко бывает носителем сатирического начала в представлениях комедии дель арте.

PIERROT - Пьеро́ (фр. Pierrot, уменьшительная форма имени фр. Pierre [Пьер]) — один из персонажей французского народного ярмарочного театра. Этот персонаж возник в середине XVII века и представляет собой тип ловкого слуги, который добивается своей цели, прикрываясь добродушием. Исполнитель роли Пьеро выступал без маски, с лицом, обсыпанным мукой, носил широкую крестьянскую рубаху. Его прототип — Педролино из итальянской комедии дель арте (или комедии масок) — ловкий, изворотливый, однако часто попадающий впросак. Позднее в характере Пьеро стали преобладать черты печального любовника, неудачливого соперника Арлекина. Традиционный костюм Пьеро — белая рубашка с жабо и большими пуговицами, широкие белые панталоны, на голове остроконечная шапочка.

COLOMBINA - Коломби́на (итал. Colombina) — традиционный персонаж итальянской народной комедии масок — служанка, участвующая в развитии интриги, в разных сценариях также называемая Фантеской, Серветтой, Франческиной, Смеральдиной, Мирандолиной и т.д. Большую популярность получила во французском театре.  Первоначально, это деревенская дурёха, по характеру схожая с маской Арлекина; подчёркивается её честность и порядочность, а также всегда хорошее настроение. Во французском театре крестьянские черты Фантески стёрлись, маска приобрела характер типичной французской. 

ARLECCHINO - Арлекин (итал. Arlecchino, фр. Arlequin) — персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; самая популярная маска итальянского площадного театра. Представляет северный (или венецианский) квартет масок, наряду с Бригеллой (первым дзанни), Панталоне и Доктором. Арлекин весел и наивен, не так умён, не так ловок, не так изворотлив, как Бригелла, потому легко совершает глупости, но следующие за этим наказания воспринимает с улыбкой. Он лентяй и ищет любой возможности увильнуть от работы и подремать, он обжора и бабник, но при этом учтив и скромен. И если Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, то Арлекин должен вызывать сочувствие к его смешным невзгодам и ребяческим горестям. 

PANTALONE - Пантало́не (итал. Pantalone, фр. Pantalon) — персонаж-маска итальянской комедии дель арте, носящий длинные красные штаны (панталоны). Представляет северный (или, венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином, Бригеллой и Доктором. Прообразы маски Панталоне можно встретить в античной комедии (πάπος в Греции, Papus и Casnar в Риме), а также в итальянской новелле Эпохи Возрождения.  Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хворый и хилый: постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Это человек похотливый, безнравственный, он страстно добивается любви юных красавиц, но всегда терпит неудачу. Его походка — это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом.

GIANDUIAДжандуйя (итал. gianduia или gianduja) — шоколад, содержащий около 30 % пасты из лесных орехов. Был разработан в Турине, Италия, компанией Caffarel S.p.. в 1852 году. Назван по имени карнавального персонажа-марионетки Джандуйя (GIANDUJA), олицетворяющего образ коренного жителя Пьемонта — итальянской области, где распространены кондитерские изделия из лесных орехов.